Как можно заметить, глядя на его картины, горзадо больше художник любил зиму и весну, но несоклько осенних картин я все-таки нашла.
Осенний вид с балкона. 1910
Березы. Петровское. 1899
Или это не осень?
Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913.
И это вроде тоже осень?
Пейзаж Новгородской губернии. 1910-е.
История жизни художника, похоже, заслуживает отдельной книги, являясь редчайшим исключением из правил.
Константин Фёдорович (Теодорович),чьи предки приехали в Россию из Швейцарии, родился 24 октября 1875 года в Москве и был третьим сыном в семье директора компании по страхованию имущества Теодора Юона. Его супруга занималась музыкой, и в течение пяти лет родила четверых сыновей, но только у Константина было привычное для русского уха имя, остальные трое братьев назывались: Пауль, Эдуард и Бернхарт. И что самое интересное: у всех четырёх братьев после женитьбы супруги девочек никогда не рожали. У самого Константина, как и у Пауля с Бернхартом, было по 2 сына, а у Эдуарда и того больше – четыре! Кстати, Пауль тоже не был обделён талантом, став известным композитором, которого называли «русским Брамсом».
В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и в 17-летнем возрасте родители направляют его в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов. Картины Юона стали привлекать внимание зрителей ещё на студенческих выставках, и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.
О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед. После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своём учителе. Судьба благоволила к Юону. Успех пришёл к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности.
Константин Федорович был очень скрупулёзным человеком, умевшим «играть на мелочах», и тем самым он пошёл в отца, по которому можно было сверять часы. Вот только по несчастливому стечению обстоятельств судьба распорядилась так, что отец и сын несколько лет не общались, и при встрече переходили на другую сторону улицы.
Причиной этому была муза сына – обыкновенная крестьянка, которую юный Константин полюбил искренне и нежно. В 1900 году К. Ф. Юон женился на крестьянке села Лигачёво Клавдии Алексеевне Никитиной (1883-1965), с тех пор художник подолгу жил и работал в этом селе.
А вот интеллигентный родитель посчитал, что подобный мезальянс не просто унижает сына, но и бросает тень на его собственную репутацию. Константин Фёдорович выбрал любовь, и ни разу об этом не пожалел. К тому же на первом этапе супружеской жизни их с женой очень сблизила потеря одного из сыновей. И прожили свою совместную жизнь они долго и счастливо. По свидетельству родных Юона, душевная щедрость, доброта и красота Клавдии Алексеевны впоследствии победили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой.

Семейный портрет (Клавдия Алексеевна Юон, жена художника, и сыновья Борис и Игорь). 1915
Константин Фёдорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма. К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нём реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлиял на его манеры письма.
С 1925 года Юон отдаёт предпочтение для работы с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Но помимо пейзажной живописи Константин схватывал на лету и другие жанры, например, графику; долгие годы был театральным художником, оформляя заставки к спектаклям. Многие его современники были уверены в том, что по степени раскрепощённости Юону мало равных.
Источник
Journal information