Irina Myagkova (maksina) wrote,
Irina Myagkova
maksina

Category:

Осень на картинах Юона

Константин Федорович Юон [24 (12 по старому стилю ) октября 1875— 11 апреля 1958]?, представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа.
Как можно заметить, глядя на его картины, горзадо больше художник любил зиму и весну, но несоклько осенних картин я все-таки нашла.



Осенний вид с балкона. 1910

Картины живописца Юона Константина Федоровича
Березы. Петровское. 1899
 Или это не осень?

[Juon-017.jpg]
Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913.

И это вроде тоже осень?

Пейзаж Новгородской губернии. 1910-е.



История жизни художника, похоже, заслуживает отдельной книги, являясь редчайшим исключением из правил.

Константин Фёдорович (Теодорович),чьи предки приехали в Россию из Швейцарии, родился 24 октября 1875 года в Москве и был третьим сыном в семье директора компании по страхованию имущества Теодора Юона. Его супруга занималась музыкой, и в течение пяти лет родила четверых сыновей, но только у Константина было привычное для русского уха имя, остальные трое братьев назывались: Пауль, Эдуард и Бернхарт. И что самое интересное: у всех четырёх братьев после женитьбы супруги девочек никогда не рожали. У самого Константина, как и у Пауля с Бернхартом, было по 2 сына, а у Эдуарда и того больше – четыре! Кстати, Пауль тоже не был обделён талантом, став известным композитором, которого называли «русским Брамсом».



В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и в 17-летнем возрасте родители направляют его в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов. Картины Юона стали привлекать внимание зрителей ещё на студенческих выставках, и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.

О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед. После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своём учителе. Судьба благоволила к Юону. Успех пришёл к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности.

Константин Федорович был очень скрупулёзным человеком, умевшим «играть на мелочах», и тем самым он пошёл в отца, по которому можно было сверять часы. Вот только по несчастливому стечению обстоятельств судьба распорядилась так, что отец и сын несколько лет не общались, и при встрече переходили на другую сторону улицы.
Причиной этому была муза сына – обыкновенная крестьянка, которую юный Константин полюбил искренне и нежно. В 1900 году К. Ф. Юон женился на крестьянке села Лигачёво Клавдии Алексеевне Никитиной (1883-1965), с тех пор художник подолгу жил и работал в этом селе.


А вот интеллигентный родитель посчитал, что подобный мезальянс не просто унижает сына, но и бросает тень на его собственную репутацию. Константин Фёдорович выбрал любовь, и ни разу об этом не пожалел. К тому же на первом этапе супружеской жизни их с женой очень сблизила потеря одного из сыновей. И прожили свою совместную жизнь они долго и счастливо. По свидетельству родных Юона, душевная щедрость, доброта и красота Клавдии Алексеевны впоследствии победили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой.


Семейный портрет (Клавдия Алексеевна Юон, жена художника, и сыновья Борис и Игорь). 1915

Константин Фёдорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма. К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нём реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлиял на его манеры письма.

С 1925 года Юон отдаёт предпочтение для работы с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Но помимо пейзажной живописи Константин схватывал на лету и другие жанры, например, графику; долгие годы был театральным художником, оформляя заставки к спектаклям. Многие его современники были уверены в том, что по степени раскрепощённости Юону мало равных.

Источник
Tags: этот день в истории живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maksina october 16, 2019 11:58 20
Buy for 40 tokens
Это тот рассказ, который привёл меня в Неаполь. Прочла - и очень захотелось если не к океану, то хотя бы к морю... Екатерина Годвер. Город Сюрреализм, символизм и море. https://author.today/work/34498 Мой город мне приснился. Большинству людей время от времени снятся сны…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments