Был шанс их вообще не заметить, если б не плакат с надписью на английском, призывающий ценителей живописи дождаться окончания службы и не мешать верующим.
Для меня тогда сам факт - картины великого мастера не в музее, а в церкви, куда может войти каждый - был весьма не привычен, хотя Моисея Микеланджело в Сан Пьетро ин Винколи мы тогда уже видели.
Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) родился в пригороде Милана, где после эпидемии чумы рано остался без отца, и мать переехала с детьми в городок Караваджо.
Талантливый юноша имел сложный неуживчивый характер. В 1591 году ему пришлось сбежать в Рим, после трагических разборок с карточным игроками, изображенными затем в работе «Шулера».
К слову, в различные передряги он будет попадать еще не раз на протяжении всей карьеры. Караваджо неоднократно был под следствием, однако слава скандалиста и дебошира не мешала ему быть востребованным. В столице заметили его дар живописца, дав покровительство и базовые навыки – у мастеров школы Тициана. Так как в истории искусства уже был гений по имени Микеланджело, наш художник выбрал иной путь – он взял себе прозвище «Караваджо», копируя название родного города. В Риме он оставил миру лучшие полотна в период творчества с 1592 по 1606 годы.
Тогда и были написаны эти две картины.
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601)
Распятие святого Петра (1600-1601)
29 мая 1606 года в жизни Караваджо произошла трагическая случайность – во время уличной игры в мяч был убит Рануччо Томассони, а виновным в убийстве посчитали великого мастера. Чтобы не быть осужденным, художник подался в бега, оставив Рим. Затем он переехал в Ла-Валетта (Valletta, столица Мальты), и вступил в Мальтийский орден.
Однако его скитания не прекращались до конца жизни. В итоге художник умер от малярии в 39 лет, забытый и отверженный, оставив миру десятки своих шедевров. Кисти Караваждо принадлежат первые натюрморты в итальянской живописи – «Корзина с фруктами» – один из наиболее известных натюрмортов мастера, где фрукты изображены настолько точно, как будто это макросьемка. Но плоды он начал изображать немногим ранее, на портретах подростков – это «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх». Некоторые наиболее удачные сюжеты живописец повторял 2-3 раза, по заказу богатых вельмож – «Гадалка», «Мальчик, чистящий фрукты» (один из первых шедевров). Женщин он изображал редко – «Кающаяся Магдалина», «Юдифь, убивающая Олоферна», «Мадонна и младенец со святой Анной» и еще несколько работ. Рим в начале XVII века стал своеобразной школой для европейских художников. С
о временем мастер техники «кьяроскуро» открыл собственную мастерскую, где у него было немало талантливых учеников, таких как Марио де Фьори, Спада, и Бартоломео Манфреди. Впоследствии подражание «кьяроскуро» Караваджо стало очевидно в полотнах Веласкеса и Рубенса, Рембрандта и Жоржа де Латура. Часть работ художника безвозвратно утрачены, и тем не менее в Риме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях.
Источник
Journal information