Родился то ли (3 (15) октября 1860, то ли 18 (30) августа 1860. И по странному совпадению - не так далеко от тех мест, где я сейчас.
Левитан не дожил и до 40 лет. Перед смертью он приказал старшему брату Адольфу сжечь все документы и письма, присланные ему за многие годы. В огонь полетело более ста писем его друга - писателя Антона Чехова, переписка с коллегами, меценатами, любимыми и родными. Брат пережил художника на 33 года, на все обращения отвечал отказом, воспоминаний не оставил, а сестре Чехова прислал единственную записку Левитана, найденную после его смерти, в которой было сказано: "Письма все сжечь, не читая по моей смерти. Левитан". При такой скудости материалов понятно, почему только сравнительно недавно удалось уточнить дату рождения художника, которого раньше считали на год моложе.
Вержболово - это пограничная станция, на другой стороне - уже Пруссия. Семья часто меняла место жительства, но жизнь лучше не становилась. Когда будущему художнику было 9 лет, перебрались в Москву в надежде на уроки отца, учителя иностранных языков. Братьев, едва они подросли, отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тяжелые времена настали с внезапной кончиной матери, не прошло и двух лет, как тиф унес отца. Не стало ни семьи, ни крова. Когда не внесшего плату за обучение подростка собрались исключать, необходимые деньги собрали товарищи по классу. Усердие и несомненный талант стали причиной решения совета преподавателей на три года освободить Левитана от платы за учение. Ночевать все равно приходилось где придется. Если не попадался ночному сторожу, прозванному Нечистая сила, устраивался в мастерских училища.
Натурный класс, в котором учился Левитан, вел Василий Перов. Прославленный портретист, автор таких полотен, как "Чаепитие в Мытищах", "Тройка", "Охотники на привале", научил Левитана видеть жизнь без прикрас, находить в серых буднях красоту чувств. Решающим для Левитана√ученика стал момент, когда рядом с ним остановился Алексей Саврасов, автор знаменитой картины "Грачи прилетели", и пригласил перейти в его мастерскую. Он не ругал за пропуски занятий: "Это ничего, что не ходит, он там думает" - и сразу разрешил писать картины. Критика впервые обратила внимание на юного художника, которому не было и 17, когда вместе с очередной Передвижной выставкой была организована ученическая. Когда давно приглядывавшийся к студенту Павел Третьяков приобрел для своей галереи его картину "Осенний день. Сокольники", все деньги ушли на лечение сестры Терезы, которую Исаак сумел спасти от чахотки. Умер Перов, спился Саврасов. Пришедший им на смену Василий Поленов открыл Левитану гармонию мира красок. Курс наук был завершен, но тут последовал удар: совет училища не принял дипломной работы художника, ему выдали диплом учителя чистописания и только несколько лет спустя - диплом "внеклассного художника".
Впереди дружба с Чеховым, неудачное сватовство к сестре писателя Маше, две попытки самоубийства (характер художника был нелегким, переходы от радости к отчаянью были ему свойственны смолоду) и слава, пришедшая не в одночасье, но навсегда.
Источник.
Journal information