Вот что пишет об истории этого открытия "Русский переплёт"
В начале 30-х годов молодой аспирант Павел Алексеевич Черенков (родился 28 июля 1904 года)
начал изучать люминесценцию растворов солей урана, облучаемых гамма-квантами от радиоактивного источника, содержащего несколько десятых долей грамма радия. Его руководителем был известный в то время специалист по люминесценции Сергей Иванович Вавилов.
Люминесценция - это "холодное" свечение вещества под действием внешнего облучения (например, ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами), представляющее собой избыток над тепловым излучением и имеющее длительность, значительно превышающую период световых колебаний.
В результате весьма трудных и детальных исследований, продолжавшихся несколько лет, Черенкову удалось доказать, что наряду с люминесценцией при облучении всех использованных в опыте жидкостей некоторыми радиоактивными b- и гамма-источниками появляется совершенно новый тип свечения, многие характеристики которого прямо противоположны свойствам люминесценции, а именно:
- интенсивность и спектр излучения почти не зависят от типа вещества, его чистоты и температуры;
- излучение связано с движением в среде электронов (это было установлено в специальных опытах, в которых сосуд с исследуемой жидкостью помещали в магнитное поле);
- излучение поляризовано и направлено вдоль пучка электронов;
- излучение имеет сплошной спектр, максимум интенсивности приходится на синюю часть спектра;
- излучение имеет пороговый характер; оно не вызывается, например, рентгеновскими лучами с максимальной энергией 30 кэВ.
Основные проблемы в исследованиях Черенкова были связаны с тем, что новое свечение оказалось очень слабым. Это сейчас существуют фотоумножители, позволяющие регистрировать отдельные фотоны, а в 30-х годах наиболее чувствительным детектором света был человеческий глаз. Чтобы заметить свечение даже с очень мощным по тем временам радиоактивным источником, Черенков по часу - полтора адаптировался в полной темноте. За это время чувствительность глаз возрастала в десятки тысяч раз, и можно было наблюдать весьма слабое свечение. Чтобы не вносить в результаты измерений ошибок, связанных с быстрым утомлением глаз, приходилось часто отдыхать, так что общая продолжительность измерений не превышала 2,5 часов в сутки. За три года Черенков провел десятки тончайших опытов.
Первая работа с новыми результатами была опубликована в 1934 году в журнале "Доклады Академии наук СССР" и была воспринята... неоднозначно. Вспоминая этот период своей жизни в лекции на семинаре "Черенковские детекторы и их применение в науке и технике", посвященном своему восьмидесятилетию и пятидесятилетию открытия эффекта, названного его именем, Павел Алексеевич Черенков говорил:
"Возвращаясь к прошлому, могу сказать, что мне не доставляло особого удовольствия узнавать, что мои эксперименты подчас квалифицировались как занятие спиритизмом, часто проводилась параллель с ошибочным эффектом, закрытым Вудом, пресловутыми N-лучами Блондло. Правда, иногда были приятные исключения. Я до сих пор с большим удовольствием вспоминаю восклицание крупнейшего ученого этой эпохи Н. Бора "Wunderbar, Wunderschon!", повторенное несколько раз после того, как мною было ему показано одно из самых существенных свойств излучения - его пространственная асимметрия. Тем не менее атмосфера недоверия к новому эффекту со стороны научной общественности продолжала сохраняться. Наиболее открытым и резким проявлением этого недоверия был отказ журнала "Nature" опубликовать посланную мною краткую статью с изложением сути явления и его основных свойств..."
Читать полностью
В 1958 году Павел Алексеевич Черенков был удостоен вместе с Игорем Евгеньевичем Таммом и Ильей Михайловичем Франком Нобелевской премии "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".
Тамм, Черенков и Франк
Journal information