Irina Myagkova (maksina) wrote,
Irina Myagkova
maksina

Categories:

Соня, Аня и Наташа

Чеховские героини в исполнении Марии Лилиной, со дня рожения которой сегодня, 3 июля,  исполнилось 150 лет.

Я очень любила в детстве рассматривать этит фото - он были в огромном альбоме с фотогарфиями со спектаклей по пьесам Чехова. Так что все эти фотографии я помню с детства.

ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА (настоящая фамилия Перевощикова, по мужу – Алексеева) (1866–1943), актриса МХТ. Народная артистка РСФСР (1933). Жена (с 1889) и сподвижница К.С.Станиславского. Творческий путь начался в 1888 вместе со спектаклями «Общества литературы и искусства».

Родилась 21 июня 1866 в Москве семье нотариуса. Рано осиротела и воспитывалась в Екатерининском институте. В институте выступала в ученических спектаклях. По окончании института стала там же классной дамой, в связи с ухудшением материального положения семьи. Нарушая правила Екатерининского института, участвовала в спектаклях «Общества искусства и литературы», возглавляемого К.С.Станиславским. Именно тогда родился ее сценический псевдоним. Начинающая любительница окончательно посвятит себя сцене, покинув стены института.

Первые роли в «Обществе литературы и искусства» – Клодина в Жорже Дандене Ж.Б.Мольера, Луиза (Коварство и любовь Ф.Шиллера) и др. На сцене Общества она сложилась в самобытную и тонкую актрису с широким диапазоном ролей – от комедийных до драматических. Исполнительская манера Лилиной в тот период отличалась простотой и естественностью, живым чувством, искренностью и юмором. Ей были свойственны такие качества, как острый ум, изящество движений, безупречный вкус и неприятие фальши.

В 1889 году Мария Лилина вышла замуж за Константина Сергеевича Станиславского; в 1898 году вошла в труппу созданного им Художественного театра, став одной из ведущих актрис МХТ .Ко времени создания Московского Художественного театра в 1898 Лилина была уже актриса с именем. Самым органичным образом она вошла в ансамбль нового театра, осознавая масштаб творческих задач, поставленных перед актерами. Огромную роль в творческом становлении актрисы сыграли роли чеховского репертуара, получившие высокую оценку самого Чехова. Прежде всего, это Маша в Чайке (1898) и Соня в Дяде Ване (1999). Она, по отзывам, играла их «как природный поэт», создавая образы характерные и лиричные одновременно. Внутренний трагизм обеих женских судеб раскрывался актрисой через оптимизм, любовь к жизни, жажде света и счастья. Вершиной в чеховском цикле стала роль Наташи (Три сестры, 1901). Если первые чеховские роли Маши и Сони были ей по-человечески близки, то воинственное мещанство Наташи лежало вне ее душевного круга. Актриса приходит к нему через глубокий опыт жизненных наблюдений, постепенно сживаясь с чуждым ей обликом, органически погружаясь в него. В целом ей удалось создать своеобразную трилогию чеховского женского характера, полюса которого были соединены жизненной правдой. Ее дарование было сразу отмечено и оценено современниками-мастерами МХТа: «Лилина очень конкретная, очень реальная актриса, которой равно чужды и беспредметная лиричность и абстрактный гротеск». Особняком в творчестве актрисы стояла роль Ани (Вишневый сад, 1904), выбранная Лилиной за молодой оптимизм героини, бывшей на 20 лет моложе самой актрисы. Автор и режиссеры назначили ее сразу на четыре роли: Ани, Варвары, Шарлотты и Дуняши. В 1911 она сыграла Варю.

В пору своей художественной зрелости Лилина в основном выступает в русском классическом репертуаре, как мастер психологического и жанрового портрета. Женские образы Лилиной удалось представить в Горе от ума А.С.Грибоедова, когда она за десять лет (1906–1915) сыграла три роли: служанки Лизы, отличающейся крестьянской хваткой, сметливостью и лукавством, графини-внучки и Хлестовой, уже с преобладанием сатирических красок.

С 1911-1913, со времени зарождения и освоения театром системы Станиславского, к которой Лилина отнеслась с большим пониманием и ответственностью, были сыграны значительные роли: Каренина в Живом трупе Л.Н.Толстого, Дарья Ивановна в Провинциалке И.С.Тургенева, Марья Тимофеевна в Николае Ставрогине (по роману Бесы Ф.М.Достоевского). Все перечисленные роли были сыграны в дуэте с К.С.Станиславским, которого Лилина считала своим учителем, а он ее лучшей своей ученицей. Партнеры ловили «подводное течение» друг друга, играя не словами, а по глубокому внутреннему содержанию, взаимно дополняя и обогащая свои роли тончайшими оттенками.

После первого сезона денежные затруднения МХТ побудили их обоих отказаться от оплаты их актерского труда; так же безвозмездно Лилина руководила костюмерной частью. Уделяя большую часть своего времени и сил семейным обязанностям, она боялась подвести театр и редко претендовала на новые роли, сама просила, чтобы ей были подготовлены дублеры (исключение — роль в спектакле «У царских врат», которую она не хотела уступить М. Н. Германовой, однажды заменившей ее по болезни).

Начиная со второй половины 1915 до 1925 жизнь МХТ шла с большими осложнениями, чему виной была война, трудный послереволюционный период, когда часть труппы оказалась отрезанной на три года фронтами гражданской войны, наконец, гастрольная поездка в Америку (1922-1924).

Начиная с сезона 1927/1928 Лилина работает только над ролями эпизодического плана. Социальную углубленность приобретают некоторые прежние ее роли, такие как старуха Хлестова. После перерыва, связанного с болезнью Станиславского, она выходит на сцену в 1931 в роли полковницы Карпухиной (Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского). Она исполнит эту роль в остросатирической манере. Одна из последних ролей Лилиной (сыграв ее в последний раз, в 1942, актриса покинет сцену) станет роль матери Вронского в спектакле Анна Каренина.

Станиславский посвятил ей свою книгу Работа актера над собой.

С 1935 преподает актерское мастерство в последней Оперно-драматической студии Станиславского, претворяя на практике новые педагогические приемы великого режиссера. После кончины мужа она берет к постановке со студийцами чеховский Вишневый сад, который по замыслу актрисы приближался к Чехову, т.е. должен был прозвучать как комедия. Работа Лилиной в Студии была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

Умерла Лилина 24 августа 1943 в Москве.

Источник

Это Лилина в роли Сони.




Аня из "Вишневого сада"


Что она - жена Станиславского, и что Лилина - это псевдним я не знала.

Наташа ("Три сестры").


Tags: воспоминания, театр, этот день в истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maksina october 16, 2019 11:58 20
Buy for 40 tokens
Это тот рассказ, который привёл меня в Неаполь. Прочла - и очень захотелось если не к океану, то хотя бы к морю... Екатерина Годвер. Город Сюрреализм, символизм и море. https://author.today/work/34498 Мой город мне приснился. Большинству людей время от времени снятся сны…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments