Irina Myagkova (maksina) wrote,
Irina Myagkova
maksina

Categories:

Саввино-Сторожевский монастырь

 Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Собор Рождества Богородицы — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма  добывался в верховьях Москвы-реки.

31

Вид Рождественского собора со стороны царицыных палат (о них речь будет далее).
39_

Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.
38

В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора.
33

А это вид дворца из-за стены монастыря.
39

Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии.

Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде.

Другие палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века. В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
35


Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом.

В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.

Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами — русскими гербами — по сторонам.

Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы.
34

Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами. Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей.

В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии — братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.


32


Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в. Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам — стенам-башням с проемами для колоколов.
36

Стены монастыря.
37

Башня.
30


О монастаре подробнее можно прочесть здесь.



Всех православных со Светлым Христовым Воскресеньем!


Tags: Звенигород, поездки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maksina october 16, 2019 11:58 20
Buy for 40 tokens
Это тот рассказ, который привёл меня в Неаполь. Прочла - и очень захотелось если не к океану, то хотя бы к морю... Екатерина Годвер. Город Сюрреализм, символизм и море. https://author.today/work/34498 Мой город мне приснился. Большинству людей время от времени снятся сны…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal